а а а
абв абв абв
а а а а а
Обычная версия
Все новости

В Санкт-Петербурге состоялся День памяти выдающихся учёных-изобретателей из династии Я. М. Гаккеля

/ 2

В некрополе «Литераторские мостки» завершилась реставрация надгробия выдающегося русского инженера и талантливого изобретателя Якова Модестовича Гаккеля (1874-1945). Также был восстановлен памятник его детям: известному советскому океанографу, руководителю отдела географии Научно-исследовательского института Арктики и Антарктики Якову Яковлевичу Гаккелю (1901-1965) и дочери Екатерине Яковлевне Гаккель (1903-1983) профессору ныне Петербургского университета путей сообщения, единственной в мире женщине-специалисту по тепловозам.

С приветственным словом на Дне памяти выступили: заместитель Генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «Российские железные дороги» Олег Валинский, директор Музея железных дорог России Владимир Одинцов, заведующий филиалом Государственного музея городской скульптуры «Литераторские мостки» Сергей Сереченко, проректор по воспитательной работе и связям с производством Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I Пётр Рыбин, представители Научно-исследовательского института Арктики и Антарктики, а также потомки Я. М. Гаккеля.

«Яков Модестович Гаккель – многогранный и очень талантливый человек, который внёс свой значимый вклад в железнодорожную отрасль. По большому счёту сегодняшний тяговый подвижной состав – это продолжение его разработок. Его дочь, Екатерину Яковлевну, я имел счастье видеть лично, когда учился в ЛИИЖТе. Я благодарю всех неравнодушных людей, причастных этому к проекту», — говорит Олег Валинский.

В ходе реставрации мраморные стелы были выровнены, промыты от саже-пылевых загрязнений; проведена биоцидная обработка поверхности и гидрофобизация. Восстановлена тонировка литер надписей. Повреждённые фрагменты чугунной ограды восстановлены, на ней обновлён красочный слой. Были удалены вместе с корневой системой два дерева, представлявшие угрозу памятникам, сделан фундамент. Эмалевые фотопортреты всех членов семьи Гаккелей приведены в надлежащий вид.

«Работы требовались объёмные, было понятно, что необходима помощь серьёзной организации. С этим Всеволод Яковлевич Гаккель, потомок известной династии, обратился в ОАО «РЖД». Памятниками занималась компания, которая имеет лицензию на реставрацию объектов культурного наследия, работы были выполнены в кратчайшие сроки. Могила Гаккелей включена в тематические экскурсионные маршруты по некрополю», – рассказал заведующий некрополем «Литераторские мостки» Сергей Сереченко.

Руководителем и меценатом проекта выступил заместитель Генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «Российские железные дороги» Олег Валинский. Координатором проекта стал Музей железных дорог России.

«Работа по восстановлению и реставрации надгробных памятников инженеров корпуса путей сообщения компанией ОАО «РЖД» проводится с 2010 года и будет продолжаться дальше. Уважение к могилам предшественников, сохранение и передача памяти об их свершениях будущим поколениям – одна из главных наших задач как музейщиков. Здесь, в некрополе «Литераторские мостки», можно почтить память Якова Гаккеля и его выдающихся детей, известных российских ученых. В Музее железных дорог России можно увидеть уникальный тепловоз, построенный по его чертежам – первый тепловоз в России. Реставрация также была приурочена к крупным юбилеям известной фамилии: в этом году исполняется 120 лет со дня рождения Екатерины Яковлевны, в следующем году – 150 лет со дня рождения Якова Модестовича и 100 лет со дня запуска тепловоза ЩЭЛ1», — рассказал директор Музея железных дорог России Владимир Одинцов.


Яков Модестович Гаккель родился 12 (24) мая 1874 года. Он вошёл в историю как один из первопроходцев в разных областях инженерной науки. Гаккель принимал участие в проектировании первых линий петербургского трамвая (1907), конструировал летательные аппараты (с 1910) и значительно преуспел в этом, но главным достижением инженера стал тепловоз с электрической передачей.

В 1907 году Петербурге был пущен первый трамвай, в постройку которого Гаккель внес значительный вклад. В 1910 году в воздух поднялся самолет, созданный Гаккелем. В 1921 году предложенный Гаккелем проект тепловоза с электрической передачей был поддержан Государственной плановой комиссией, а уже 7 ноября 1924 года первенец отечественного тепловозостроения совершил испытательные рейсы. В разное время данный тепловоз имел несколько обозначений, самое позднее – ЩЭЛ1. Тепловоз ЩЭЛ1 остался экспериментальным образцом, изготовленным в единственном экземпляре, опыт его создания оказал огромное влияние на всё отечественное тепловозостроение. Сейчас тепловоз ЩЭЛ1 можно увидеть в Музее железных дорог России.